Модели без TTL-экспонометра

Самые спартанские модели.

Совсем древние модели, в плоть до Зенита-Е и даже его первых выпусков, нас не интересуют из-за несовместимости с современными объективами, залипающего зеркала и просто высокой цены, вызванной коллекционной ценностью. А вот Зенит-Е (кроме первых выпусков, у которых было залипающее зеркало и крепление объектива М39), и его модификации — это как раз то, что нужно. Особенно Зенит-ЕМ, его вариант без экспонометра Зенит-ВМ и модернизированный вариант Зенит-11. Эти фотоаппараты имеют механизм прыгающей диафрагмы, что значительно повышает удобство съёмки. Кроме того, они имеют в видоискателе микрорастр, что позволяет быстрее и точнее фокусироваться.


Экспонометрия

Тест хромогенной плёнки Kodak BW400CN от ISO50 до ISO800
Отдельно стоит сказать на счёт не TTL-экспонометра Зенита-Е и его модификаций: что он есть, что его нет — без разницы. Сколько-нибудь приемлемую точность он мог обеспечивать только во времена своей молодости. Древние селеновые фотоэлементы отличаются довольно быстрой деградацией, так что сейчас они показывают скорее погоду на Марсе, чем правильную экспозицию. Те многочисленные фотографы, которые всё равно пользуются этим экспонометром, получают нормальные кадры через один или ещё реже. Весьма спорным является вопрос, что точнее: пользоваться им или определять экспозицию на глаз.

Решением этой проблемы является покупка отдельного экспонометра, например Свердловска-4. Однако такой экспонометр стоит примерно столько же, сколько и Зенит, т.е. цена комплекта оборудования возрастает в двое. Плюс некоторый геморрой, т.к. нужно носить дополнительное устройство, постоянно производить им измерения перед съёмкой.

Второе решение — использование хромогенной (монохромной) плёнки. Но дешёвые хромогенные плёнки больше не выпускаются, а те, что выпускаются (Ilford XP2 Super и Kodak BW400CN), стоят по $7-8 за катушку на 36 кадров. И, естественно, кадры будут исключительно чёрно-белыми.

Автор статьи, заснятый на монохромную плёнку Ilford XP2 Super
С хромогенной плёнкой экспозиция может устанавливаться на глаз примерно следующим образом:

1. Яркий солнечный день, на солнце — диафрагма f/11, выдержка 1/250.

2. День, слабая дымка, на солнце — диафрагма f/8, выдержка 1/125; диафрагма f/5.6, выдержка 1/250.

3. Солнечный день, в тени или день, сильная облачность — диафрагма f/8, выдержка 1/60; диафрагма f/5.6, выдержка 1/125; диафрагма f/4, выдержка 1/250.

4. Помещение, яркий искусственный свет — диафрагма f/2.8, выдержка 1/60; диафрагма f/2, выдержка 1/125.

5. Помещение, тусклый искусственный свет - диафрагма f/2, выдержка 1/30. Больше широкой диафрагмы у Гелиоса-44 всё равно нет, равно как и более длительной выдержки у Зенита, так что остаётся только надеятся, что света всё-таки хватит. Но лучше купить дешёвую китайскую фотовспышку.

6. Сумерки и помещение с окном в которое падает солнечный свет — самые сложные ситуации, т.к. там могут быть очень большие перепады освещённости в зависимости от фазы сумерек, от положения в комнате и самой комнаты (цвет мебели, стен). Тут стоит сделать два кадра: один экспонировать как в пункте 3, а другой — как в пункте 4.

Цена вопроса

Нормальная цена на такие фотоаппараты в комплекте с одним из вариантов объектива Гелиос-44 начинается с "отдам за спасибо/за бутылку пива" и заканчивается на сумме примерно $25. Ну $35, если камера в идеальном состоянии и в полной заводской комплектации. Плать за такой фотоаппарат больше $35 просто не смысла: за эти деньги лучше уж взять модель с TTL-экспонометром.